Страна зелёных витаминов

Проект реализуется при поддержке ОАО «Россельхозбанк» Главная
Сегодня: 28 июля 2017 года
Авторизация
 Регистрация
Имя
Пароль
Число пользователей: 1365
ТУРИСТАМ
Блог Сергея Конина Наш интернет-магазин

Роль Владимиро - Суздальского княжества в истории Древней Руси

Введение

История Владимиро-Суздальского княжества XII - XIV вв. - одного из крупнейших государственных образований Северо-Восточной Руси, - это важнейший раздел общерусской истории. 

Наряду с названием «Северо-Восточная Русь» в литературе используются синонимичные термины. Для периода IX—XI вв. Ростовская земля, в XI — сер. XII вв Ростово-Суздальское княжество, с сер. XII — сер. XIII Владимиро-Суздальское княжество, с сер. XIII — Великое княжество Владимирское. В источниках встречаются названия: Суздальская земля, Залесская земля, Залесье (то есть то, что находилось «за лесом» по отношению к киевским землям); в новгородском летописании — низовская земля (положение страны по отношению к Новгороду).

Это был типичный образец русского княжества периода феодальной раздробленности. Владимиро-Суздальская Русь со временем стала центром, вокруг которого объединились русские земли, сложилось Русское централизованное государство. На ее территории была основана Москва. Росту влияния этого крупного княжества в немалой степени способствовало то, что именно туда перешел из Киева великокняжеский титул. 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что исследуя историю Владимиро-Суздальского княжесва, возник интерес о том какова же роль одного из самых больших княжеств периода феодальной раздробленности в Древней Руси.

Главная цель работы – на основании разнообразной литературы по данной теме, дать подробную характеристику Владимиро-Суздальского княжества периода феодальной раздробленности Древнерусского государства. Узнать какую роль сыграло существование Владимиро-Суздальского княжества в истории Древней Руси.

Задача данной работы состоит в глубоком изучении истории Владимиро-Суздальского княжества.

Исходя из поставленной цели, ставим перед собой следующие задачи:

- выявление плюсов географического положения Владимиро-Суздальского княжества;

- рассмотрение причин славянской колонизации;

- изучение и анализ развития политики и социальной экономики во Владимиро-Суздальском княжестве;

- изучение культуры и быта населения Северо-Восточной Руси;

- показать первые предпосылки к объединению русских земель в единое централизованное государство;

На основе изученного материала в заключении подведем итоги по проделанной работе.


 Глава 1. Территория и демография.
Владимиро-Суздальское княжество занимало большую территорию - от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до ее слияния с Окой. Славяне здесь появились относительно поздно, столкнувшись преимущественно с финно-угорским населением. С севера в Волжско-Окское междуречье в IX – X вв. пришли ильменские словене, с запада – кривичи, с юго-запада – вятичи. 

В этой области первоначально обитали угро-финские племена: меря, мурома. Слабое развитие этих племен издавна позволила славянам проникнуть в их страну и основать в ней несколько колоний. В VIII – IX веках в междуречье Оки и Волги направляется два основных потока колонизаторов – славян: с запада (кривичи) и юго-запада (вятичи), а также с северо-запада, из новгородских земель. 

Можно назвать несколько причин славянской колонизации. Во-первых, это – относительно благоприятные условия для хозяйственной деятельности: наличие пахотных земель, заливные луга, умеренный климат, леса, богатые пушниной, ягодами и грибами, реки и озера, изобилующие рыбой. Во-вторых, отсутствовала внешняя угроза и внутренние распри. 

По своему географическому положению Владимиро-Суздальское княжество было со всех сторон защищено естественными преградами – крупными реками, топкими болотами и непроходимыми лесами. Кроме того, путь кочевникам в ростово-суздальские земли преграждали южнорусские княжества, принимавшие на себя основную тяжесть вражеских набегов.

Процветанию княжества способствовал и тот факт, что в эти земли шел постоянный приток населения, бежавшего в леса то от половецких набегов, то от невыносимых поборов княжеских гридников1. Немаловажным являлось и то обстоятельство, что в землях Северо-Восточной Руси пролегали выгодные торговые пути, важнейший из которых – Волжский – связывал княжество с Востоком. 

Глава 2. Политическая история. 
2.1. Княжение Юрия Долгорукого

Настоящее окняжение этих земель и первое упоминание о г. Владимире начинается с Владимира Мономаха(1093-1125). При нем в 1108г. на р. Клязьма был основан г.Владимир. Город вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, великокняжеский престол которого занимал Юрий Долгорукий (1125-1157) – младший сын Владимира Мономаха. 

Юрий перенес княжескую резиденцию из Ростова в Суздаль. В его правлении Ростово-Суздальская земля пережила экономический и политический расцвет; усилились боярство и торгово-ремесленный слой. Его внешняя политика определялась тремя направлениями: войны с Волжской Болгарией, торговым конкурентом Руси, дипломатический и военный нажим на Новгород и изнурительные войны за Киев с Изяславом Мстиславовичем. В 1155г. ему удалось утвердиться на Киевском великокняжеском столе и закрепить за своими сыновьями Переяславщину. Такое стремление к завоеванию русских и чужих далеких земель, протягивавшего свои «долгие руки» и дало Юрию характерное прозвище Долгорукий. 

С именем Юрия Долгорукова связаны и первые упоминания о Москве (1147), заложенной на месте усадьбы боярина Кучки. Он способствовал окончательному утверждению христианства, широко привлекал поселенцев из других русских княжеств, основывал новые города. Кроме Москвы были построены и укреплены - Дмитров, Юрьев-Польский, Углич, Переяславль-Залесский, Кострома. Присоединены Муром и Рязань. Новые города, населенные зависимым от князя военным и торгово-ремесленным людом, становятся прочной опорой княжеской власти.
^ 2.2. Княжение Андрея Боголюбского

Но подлинный расцвет Владимиро-Суздальского княжества приходится на период княжения Андрея Боголюбского и Всеволода «Большое гнездо». 

После смерти Юрия Долгорукого в 1157г. Ростово-Суздальская земля распалась на несколько уделов. Однако уже в 1161г. сын Юрия – Андрей Боголюбский (1157-1174) восстановил ее единство. 

Еще при жизни Юрия в 1151г., когда Изяслав временно взял решительный перевес в борьбе за Киев, Андрей убеждал отца удалиться в Суздальскую землю и сам прежде него поторопился уйти в этот край – во Владимир-на-Клязьме, пригород данный ему отцом в удел. Но Юрий ни за что не хотел оставлять юга, опять начал добиваться Киева, наконец, по смерти Изяслава, в 1154г. овладел им и посадил Андрея в Вышгород. Юрию хотелось иметь этого сына близ себя, вероятно, с тем, чтобы передать ему киевское княжение, и с этою целью он назначил отдаленные от Киева города Ростов и Суздаль меньшим своим сыновьям (Мстиславу, Васильку, Всеволоду). Но Андрея не пленяли никакие надежды в Южной Руси. Андрей был столько же храбр, сколько и умен, столько же расчетлив в своих намерениях, сколько и решителен в исполнении. Он был слишком властолюбив, чтобы чтоб поладить с тогдашним складом условий в Южной Руси, где судьба князя постоянно зависела и от покушений других князей, и от своенравия дружин и городов; притом соседство половцев не давало и вперед никакого ручательства на установление порядка в южнорусском крае, потому что половцы представляли собою удобное средство князьям, замышлявшим добывать себе силою города.2 Андрей нарушая отцовские распоряжения навсегда ушел в Суздальскую землю. 

Еще тогда у Андрея созрел план утвердить в Суздальской земле средоточие, из которого можно будет ворочать делами Руси. 15мая 1157г. ростовцы и суздальцы со всею землею, нарушив распоряжения Юрия, отдавшего Ростов и Суздаль меньшим сыновьям, единодушно избрали Андрея князем всей своей земли. Но Андрей не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире, в котором имелся значительный торгово-ремесленный посад. Здесь менее сильны были вечевые традиции и оставалось больше простора для княжеского самовластия. А резиденцией стал белокаменный замок в селе Боголюбово близ Владимира, от названия которого и получил свое знаменитое прозвище. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество. 

Решительный в своих действиях Андрей выгнал своих братьев и удалил от себя двух племянников, которые со временем могли превратиться в его соперников. Также распустил дружину отца, которая всегда в таких положениях вмешивалась в управление. Изгнал бояр, которых не считал себе достаточно преданными. 

Андрей Боголюбский был человеком верующим. Его всегда можно было видеть в храме на молитве со слезами умиления на глазах. Даже факт того что он похитил икону св. Богородицы из женского монастыря Вышгорода и перевез ее во Владимир после чего она стала носить имя Владимирской, говорит о его глубокой религиозности. 

Он вел трудную борьбу за приоритет г. Владимира и в церковных делах, пытаясь организовать независимую от Киева митрополию. Строилось много церквей – это было важно, так как привлекало внимание народа и уважение к ее построителю. Понимая, что духовенство составляло тогда единственную умственную силу, Андрей умел приобрести любовь его, а тем самым укреплял свою власть в народе. 

В области внешней политики Андрей продолжал действовать в тех же трех направлениях, которые были намечены еще Долгоруким: походы на Волжскую Болгарию, походы на Новгород и Киев. 

В 1164 году Андрей с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием удачно воевал с камскими болгарами, перебил у них много народу и взял знамена. Князь болгарский с малой дружиной едва успел убежать в Великий город (Булгар). После этой победы Андрей взял болгарский город Бряхимов и поджег три других города. Но главной и постоянной целью Андрея было унизить значение Киева, лишить его древнего старшинства над русскими городами, перенести это старшинство на Владимир, а вместе с тем подчинить себе вольный и богатый Новгород. 

В 1169–1170 он подчинил Киев и Новгород Великий, передав их соответственно брату Глебу и своему союзнику Рюрику Ростиславичу. К началу 1170-х зависимость от владимирского стола признали Полоцкое, Туровское, Черниговское, Переяславское, Муромское и Смоленское княжества. Однако его поход в 1173г. на Киев, попавший в руки смоленских Ростиславичей, потерпел неудачу. Глеб Юрьевич, посаженный племянником в Киеве, не мог княжить здесь спокойно, пока жив был изгнанный Мстислав Изяславич. По смерти Глеба в 1171 году Андрей отправил в Киев Романа Ростиславича - "Вы назвали меня отцом, - велел он сказать им, - так я хочу вам добра и даю брату вашему Роману Киев".3

Но вскоре владимирскому князю дали знать, что Глеб Юрьевич умер не своей смертью. Андрей прислал сказать братьям Ростиславичам: "Выдайте мне Григория Хотовича, Степанца и Олексу Святославича - это враги всем нам, они уморили брата моего Глеба".

Ростиславичи, считая, как видно, донос на бояр неосновательным, не послушались Андрея, но только отпустили от себя Григория Хотовича. Тогда Андрей послал сказать Роману: "Не ходишь в моей воле с братьями своими, так ступай вон из Киева, Давыд из Вышгорода, Мстислав - из Белгорода; ступайте все в Смоленск и делитесь там, как хотите". Рюрик, Давыд и Мстислав Ростиславичи послали сказать Андрею: "Брат! Мы назвали тебя отцом себе, крест тебе целовали и стоим в крестном целовании, хотим тебе добра, но вот теперь брата нашего Романа ты вывел из Киева и нам путь кажешь из Русской земли без нашей вины, так пусть рассудит нас Бог и сила крестная". Андрей велел тотчас же собирать войско: собрались ростовцы, суздальцы, владимирцы, переяславцы, белозерцы, муромцы, новгородцы и рязанцы. Андрей счел их и нашел 50 000; он послал с ними сына своего Юрия с таким наказом: "Рюрика и Давыда выгоните из моей отчины, а Мстислава схватите и, не делая ему ничего, приведите ко мне". Но этот грандиозный поход, как и тот, что был затеян в предыдущем году против Новгорода, закончился ничем. Девять недель войско стояло против Вышгорода, где засел Мстислав Ростиславич, но так и не смогло его взять. А едва к Киеву подступил союзник Ростиславичей Ярослав. Изяславич Луцкий, все оно в беспорядке вдруг бросилось бежать Мстислав из Вышгорода гнался за ними, многих перебил и пленил. "Так-то, - говорит летописец, - князь Андрей какой был умник во всех делах, а погубил разум свой невоздержанием". И в самом деле, современники хорошо видели, что неудачи Андрея под Новгородом и Киевом произошли не из-за недостатка материальных средств, а из-за упрямого нежелания вести гибкую политику. При всем своем уме и изворотливости Андрей не установил прочного порядка в русских землях. Современники считали, что единственным побуждением всей его деятельности было властолюбие. Пока же непреклонная суровость Андрея во всех вызывала трепет и ненависть, и окружавшие его бояре не были тут исключением.4 

Усиление княжеской власти и конфликт с видными боярами вызвали заговор против Андрея, в результате которого он в ночь с 28 на 29 июня 1174 был убит.

На следующий день после убийства князя горожане Боголюбова, мастера дворцовых мастерских и даже крестьяне окрестных сел подняли восстание против княжеской администрации: дома посадников и тиунов были разграблены, а сами княжеские управители, включая "детских" и мечников, были убиты. Восстание охватило и Владимир.
2.3. Усобица.

По смерти Андрея в Суздальской земле разыгралась усобица. Младшие братья Андрея Михаил и Всеволод поссорились со своими племянниками, детьми их старшего брата, давно умершего, с Мстиславом и Ярополком Ростиславичами. боярами Ростовской земли позвали Андреевых племянников, но город Владимир, недавно ставший великокняжеским стольным городом, позвал к себе братьев Андрея, Михаила и Всеволода: из этого и вышла усобица. В борьбе сначала одержали верх племянники и сели – старший в старшем городе области Ростове, младший во Владимире, но потом Владимир поднялся на племянников и на старшие города и опять призвал к себе дядей, которые на этот раз восторжествовали над соперниками и разделили между собой Суздальскую землю, бросив старшие города и рассевшись по младшим, во Владимире и Переяславле. 

По смерти старшего дяди, Михаила, усобица возобновилась между младшим Всеволодом, которому присягнули владимирцы и переяславцы, и старшим племянником Мстиславом, за которого опять стали ростовцы с боярами. Мстислав проиграл дело, разбитый в двух битвах, под Юрьевом и на реке Колокше. После того Всеволод остался один хозяином в Суздальской земле. Таков был ход суздальской усобицы, длившейся два года (1174 – 1176).5
^ 2.4. Княжение Всеволода Большое Гнездо.

Двухлетняя усобица, развязанная после убийства Боголюбского боярами, закончилась вокняжением его брата Всеволода Большое Гнездо (1176-1212). Имел большое потомство - 12 детей (8 сыновей), поэтому получил прозвище "Большое Гнездо".

Время правления Всеволода - период наивысшего подъема Владимиро-Суздальской земли. Княжество усилилось, разрослось, внутренне укрепилось, стало одним из крупных феодальных государств, а также широко известным за пределами Руси. Причины успеха Всеволода - опора на новые города (Владимир, Переяславль-Залесский, Дмитров, Городец, Кострому, Тверь), где боярство было относительно слабым, и опора на дворянство. 

Всеволод Большое Гнездо продолжал борьбу с Волжско-камской Болгарией и мордвой (походы 1181, 1183, 1184 и 1186). Организовав в 1180, 1187 и 1207 три похода, подчинил рязанских князей, установил контроль над Новгородом, Перяславлем-Южным, Киевом, Черниговым и другие территориями.

 Всеволод подчинил себе Новгород Великий, используя военную силу. Два раза в 1178 и 1187 годах Всеволод ходил на Новгород, сжигал город Торжок, собирая большую добычу и пленных. Новгород был вынужден подчиниться и взять себе на княжение указанного Всеволодом князя. В 1195 году Новгородцы вновь ослушались и выгнали князя, однако уже через два года они были вынуждены ехать к Всеволоду во Владимир мириться
 Во внешней политике Всеволод проявлял осмотрительность, вместе с тем совершил несколько удачных военных походов. Военная мощь Всеволода была так велика, что в летописи про него сказано, что его дружина могла расплескать веслами Волгу, а шлемами вычерпать Дон. В «Слове о полку Игореве» сказано о Всеволоде: «Ты бо можеши посуху живыми шереширы стреляти, удалыми сыны Глебовы», т. е. он может бросить «удалых сынов Глебовых», как зажигательные снаряды с греческим огнем.6 Здесь имелся в виду победоносный поход 1183 г. на Волжскую Болгарию, в котором, по приказу Всеволода, участвовали четверо Глебовичей. В 1185 г. 

Половцы в то время были «домашней» напастью Руси. С одной стороны практически ежегодно половецкие воины разоряли южнорусские города, угоняя пленных, скот и грабя добро. Русские союзные армии также регулярно совершали глубокие рейды в половецкие степи, беря половцев в плен, угоняя на Русь табуны коней и верблюдов. После удачных рейдов, русские и половцы часто менялись пленниками, или выкупали их друг у друга. Вместе с тем, русские князья брали себе в жены половецких княжон, Андрей Боголюбский, брат Всеволода, например, имел ярко выраженные степные черты. Русские князья также использовали половецкие отряды для выяснения внутрирусских споров за право сидеть в том или ином городе.

Владимирское княжество было связано и с Переяславско-Русским княжеством. Всеволод здесь сажал на княжение своих сыновей.
В последний год его жизни возник конфликт по поводу престолонаследия: великий князь хотел оставить княжество по-прежнему под главенством г. Владимира, новой столицы, а его старший сын Константин, хотел вернуться к старым временам первенства Ростова.

Тогда Всеволод созвал нечто вроде земского собора: «Князь великий Всеволод созвал всех бояр своих с городов и с волостей и епископа Иоана, и игумены, и попы, и купцы, и дворяны, и вси люди». Этот съезд представителей присягнул второму сыну, Юрию. Нарушен был коренной обычай, что повлекло за собой усобицы и разногласия. После смерти Всеволода Северо-восточная Русь распалась на удельные княжества: Владимирское, включавшее Суздаль, Переяславское с центром в Переяславле-Залесском с Тверью, Дмитровым, Москвою, Ярославское, Ростовское, Угличское, Юрьевское, Муромское.

В пору татаро-монгольского ига владимирский стол продолжал считаться первейшим великокняжеским престолом на Руси. Татаро-монголы предпочли оставить нетронутыми внутреннее государственное устройство Владимиро-Суздальского княжества и родовой порядок преемства власти.
Глава 3. Социально-экономическая история.
^ 3.1. Государственный строй.

Владимиро-Суздальское княжество представляло собой раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью. Раннефеодальная монархия - государство (политический строй) переходного периода от первобытнообщинного строя к феодализму. Во Владимиро-Суздальском княжестве происходил процесс формирования феодальных отношений при больших остатках первобытнообщинного строя (вече, кровная месть, родовые обычаи и так далее). Основные черты: слабость государственного аппарата; отсутствие центральных органов управления; принцип династического старшинства при наследовании великокняжеской власти и при распределении уделов младшим князьям.

 Великий князь владимирский опирался на дружину, из числа которой, как и во времена Киевской Руси, формировался Совет при князе. Кроме дружинников, в совет входили представители высшего духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир - и сам митрополит.

Как и во всех княжествах и чрезвычайных случаях созывались феодальные съезды. Съезды созывал великий князь. Они приобретали особо важное значение в период обострения внутриполитической и внешнеполитической обстановки. Например, в период борьбы с ростово-суздальским боярством или монголо-татарским нашествием. В этот период получила развитие дворцово-вотчинная система управления. 

При князе создавалась система дворцовых органов, во главе которых стоял "дворецкий". Ипатьевская летопись (1175 г.) в числе княжеских помощников упоминает также тиунов, мечников, детских, что свидетельствует о том, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления. 

Тиун (тивун) — название княжеского или боярского чиновника, управителя. Тиунами могли называть и служителей княжеского двора (огнищный тиун, конюшенный тиун). Тиунами также могли называть нижнее звено княжеской администрации в сёлах (сельский тиун, ратайный тиун). Тиуна мог судить только сам князь. Как правило, тиун был княжеским холопом, или становился им после принятия на службу. Русская Правда упоминает «тивуньство без ряду» (то есть, без устанавливающего иное договора) как один из источников холопства. 

Мечник — дворцовый чин древних русских князей. Главная обязанность мечника была судебная; он должен был присутствовать, вместе с детским, при испытании железом и получал за это 5 кун. Ему поручались князем и другие дела. Так, в 1147 г. Андрей Боголюбский отправил своего мечника послом к Ростиславичам. Присутствие мечника на войне некоторые (Мрочек-Дроздовский) отрицают, говоря, что там был не мечник, а меченоша; но встречаются случаи посылки меченош и с дипломатическими целями, для переговоров с другим князем.

Детские – младшие члены дружины в Древней Руси. Исполняли различные поручения князя, сопровождали его в качестве свиты и телохранителей. В совете князя участия не принимали, за исключением военных советов. «Детским» мог стать только свободный человек.

Местное управление осуществлялась наместниками воителями, представителями великокняжеской власти на местах. Они выполняли функции управления и суда по отношению к подвластному населению. Источником их дохода были налоги и сборы с населения - "корм", отсюда система такого называлась "кормлением".7 Вече существовало на начальном этапе становления Ростово-суздальского княжества. С усилием великокняжеской власти утратило свои позиции и прекратило свое существование с началом монголо-татарского нашествия. Великий князь во Владимирском княжестве осуществлял верховную власть и был собственником всей территории государства. Ему принадлежала законодательная, исполнительная, распорядительная, судебная и военная власть. Во Владимиро-Суздальском княжестве действовала система права, которая была отражена в "Русской правде". Большинство ее списков было составлено в северо-восточной Руси в этот период, что свидетельствует о том, что нормы "Русской правды" действовали здесь долго. 
^ 3.2. Правовая система.

Источники права Владимиро-Суздальского княжества до нас не дошли, но не подлежит сомнению, что в нем действовали общенациональные законодательные своды Киевской Руси. Правовая система княжества включала источники светского и церковного права. Светское право было представлено Русской Правдой (многие ее списки были составлены именно в этом княжестве в XIII-XIV вв.). Церковное право исходило из норм общерусских уставов киевских князей более раннего времени - Устава князя Владимира о десятинах, церковных судах и людях церковных, Устава князя Ярослава о церковных судах. Эти источники опять же дошли до нас в списках, составленных во Владимиро-Суздальской земле. Таким образом, Владимиро-Суздальское княжество отличалось высокой степенью правопреемства с Древнерусским государством.   Вероятно, великие князья владимирские конкретизировали общие положения этих уставов применительно к конкретным епархиям, но нет сомнения, что общие положения этих законодательных сводов были незыблемыми. Особое значение они приобрели после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир. 
Межгосударственные отношения регулировались договорами и грамотами («доконченное», «ряд», «крестное целование»).

Крестное целование - присяга, клятва, сопровождаемая целованием креста. Ряд - уговорсоглашение. Первоначально ряд представлял собой не что иное, как сознательную форму посаженья на стол, и состоял лишь из взаимной присяги народа и князя не делать друг другу зла.8  В дальнейшем эта междукняжеская договорнность, очень важная для общей защиты Руси, часто упоминается и называется «Романовым рядом». Мирное докончание – конечные условия, подпись договора, грамоты. Докончальная грамота мирный договор, окончательно утвержденный.
^ 3.3. Общественный строй. 

Структура класса феодалов во Владимиро-Суздальском княжестве мало чем отличалась от киевской. Однако здесь возникает новая категория мелких феодалов - так называемые дети боярские. В XII в. появляется и новый термин - "дворяне". Дворянство, то есть служилый, военный слой, зависевший лично от князя, получавший за службу или земли во временное владение, или денежно-натуральную плату, или право сбора каких-то княжеских доходов, часть которых предназначалась самим сборщикам. Единого термина еще не было, но в эту категорию младших членов дружины и княжеских министериалов мы должны включить "детских", "отроков", "гридей", "пасынков", "милостников", "мечников", "вирников", "биричей", "тиунов" и др. Одни из них были почти холопами, другие дослуживались до положения бояр; эта прослойка была многочисленной и разнообразной.

В судьбах этих людей многое зависело от их личных качеств, от случая, от щедрости или скупости князя. Они знали княжескую жизнь, несли дворцовую службу, воевали, судили, скакали гонцами в чужие земли, сопровождали посольство, объезжали далекие погосты, закалывали из-за угла княжеских соперников, заковывали их в цепи, присутствовали на поединках, организовывали псовую или соколиную охоту, вели учет княжескому хозяйству, может быть, даже писали летописи. В мирное время им всем находилось дело в обширном княжестве, где государственное переплеталось с лично княжеским, домениальным, а во время войны они уже могли составить основное ядро княжеской рати, конницу "молоди".

С одним из таких людей, взирающих на князя как на единственного покровителя, мы знакомимся по его собственной челобитной, писанной затейливым языком, но с большим мастерством и эрудицией. Это Даниил Заточник (Псевдо - Даниил, около 1230 года), написавший письмо-прошение переяславскому князю Ярославу Всеволодичу в XIII веке. Даниил происходит из холопов, но блестяще образован, начитан и, по его собственным словам, не столько храбр на рати, сколько умен, "крепок в замыслах". Он проклинает богатых бояр и просит князя принять его к себе на службу: "Княже мой, господине! Яко же дуб крепится множеством корения, тако и град нашь твоею державою... Кораблю глава кормник, а ты, княже, людем своим... Весна украшает землю цветы, а ты нас, княже, украшавши милостию своею...Лучше бы ми вода пити в дому твоем, нежели мед пити в боярстем дворе..."9

"Даниил" является выразителем интересов того возраставшего на протяжении XII века слоя служилых людей, которые в большинстве своем шли, конечно, в войско, в "молодшую дружину" князя, но в виде исключения просились и на службу, требующую прежде всего "мудрости". Антибоярские настроения этих людей позволяли княжеской власти опираться на них в своей борьбе с гордым и независимым боярством.

К господствующему классу относилось также духовенство, которое во всех русских землях периода феодальной раздробленности, и во Владимиро-Суздальском княжестве в том числе, сохранило свою организацию, строившуюся по церковным уставам первых русских христианских князей.

Основную массу населения Владимиро-Суздальского княжества составляли сельские жители, называвшиеся здесь сиротами, христианами, а впоследствии - крестьянами. Они платили феодалам оброк и постепенно лишались права свободного перехода от одного хозяина к другому. Митрополит и епископы Владимирской земли имели своих вассалов - бояр, детей боярских и дворян, которые несли у них военную службу. Верхушка духовенства: митрополиты и епископы. В этот период великие князья активно поддерживали церковь. Домяты церкви становились обширными, доходы церкви существенно выросли. В этот период в княжестве строилось много церквей и монастырей. В структуре русской церкви образовалась своя иерархическая лестница. В составе княжеского войска церковь содержалась владыческая конница, содержащаяся на средства архиепископа. "Страдники" или "страдные люди" составляли особую группу, образовавшуюся из посаженных на землю холопов, которые трудились на землях в феодальных хозяйствах. 

Городское население состояло из: 


  • торгово-ремесленной верхушки, стремящейся освободиться от боярского влияния и поддерживающей великокняжескую власть, 

  • "лучших" людей - верхнего слоя городского населения, 

  • "молодших" или " черных" людей, так назывались нижние слои торгово-ремесленного люда города. 


^ 3.4. Экономическое развитие.

Владимирской Руси было тесно связано и с пролегавшими через её территорию древними торговыми путями. О торговых связях со стра­нами Востока говорят многочисленные сердоликовые и хрустальные бусы, поливные сосуды и, конечно, клады восточных монет (диргемов).

Существовала тесная связь Владимирской земли с Новгородом Великим, особое место в торговых отноше­ниях между ними занимала торговля хлебом.

Прочные контакты Владимирская Русь имела с Ви­зантийской империей и странами Западной Европы. Реч­ные пути пролегали по Оке, Клязьме, Нерли, но, кроме речных, существовали и сухопутные дороги. Перекрытие торговых дорог могло закрыть проезд купцов и нарушить торговые отношения.

Города Ростово-Суздальской Руси делились на старые («старшие») и новые (пригороды). К старшим относились бывшие центры племенных союзов - Ростов, Суздаль, Му­ром, к пригородам - Владимир, Переяславль и вновь воз­никавшие городские центры. Муром и Ростов впервые упоминаются в летописях под 862 г. Население их было этнически неоднородным (славяне, меря, мурома), но в XII в. в них уже преобладал славянский элемент. В городах сосредотачивалось управление целой округой - волостью. Поэтому в них размещались дворы князей, по­садников, тысяцких, бояр и членов дружины. Но основ­ными жителями городов были ремесленники и торговцы. В каждом городке имелись кузнецы, гончары, плотники, мастера золотых и серебряных дел и другие специалисты

Специализация шла не по материалу, а по готовому изде­лию. Седельник, например, должен был знать кожевен­ное дело, уметь ковать стремена и чеканить узорчатые на­кладки на седельные луки. Селились ремесленники груп­пами по сходству профессий. Так в городах возникали слободы (или концы) гончаров, кузнецов, кожевников и т. д. 

Дома ремесленников были больше сельских изб, так как жилище часто совмещалось с мастерской. В неко­торых домах уже в XII в. имелись даже вытяжные трубы - дымари, поставленные рядом с печью. Утварь горожан отличалась большим разнообразием и лучшей отделкой. В домах имелись светильники, амфоры для вина, бронзо­вые кресты, хитроумные замки и ключи. Но жёны ремес­ленников также, как и крестьянки, мололи муку на жер­новах, пряли пряжу и ткали. Ремесленники работали на заказ и на рынок. Некоторые мастера владели местами на торгу и сами продавали изделия.

В истории можно условно выделить пять этапов строительства городов. Первый связан с деятель­ностью Владимира Мономаха в Ростово-Суздальской зем­ле, когда было построено десять городов-крепостей; вто­рой последовал за переносом столицы княжества из Рос­това в Суздаль Юрием Долгоруким, когда было построено 22 города; третий этап падает на период правления Анд­рея Боголюбского, им было построено четыре города; на пятом этапе во времена Всеволода Большое Гнездо бы­ло возведено ещё семь городов, а в канун монголо-татар­ского нашествия князем Юрием Всеволодовичем возво­дится один город - Нижний Новгород.
Глава 4. Хозяйственный уклад и культура.
4.1. Земледелие.

Земледелие требовало большого труда и упорст­ва. Но оно не всегда вознаграждало земледельца. Часты были неурожаи из-за неблагоприятных погодных усло­вий. Средний урожай ржи с одной десятины в XII в. на лучших землях Суздальского Ополья составлял около 50 пудов (800 кг).

Несмотря на более суровый климат в сравнении с Поднепровьем, здесь удавалось получать сравнительно устойчивые урожаи, которые вместе с рыболовством, скотоводством, лесными промыслами обеспечивали существование.

В хозяйстве крестьян большое место сохранило ското­водство. Разводили коров, овец, коз, свиней и лошадей. Археологи в раскопках повсеместно находят железные косы, которые использовались для заготовки сена для до­машних животных. Лошади разводились для хозяйствен­ных и ратных дел.

В XII в. возникло огородничество. Главным орудием труда в нём была деревянная лопата, имевшая по рабочему краю железную оковку - «рыльце». Такие оковки найдены при раскопках в Суздале. На «златых вратах» Рождествен­ского собора г. Суздаля (начало XIII в.) есть изображение Адама, держащего в руках лопату, сопровождающееся надписью: «Адам рыльцем землю копал».

В XII в. берёт начало и садоводство. Тогда оно было делом горожан. Это подтверждается раскопками в Суз­дале, когда в сгоревших наземных постройках были найдены обугленные яблоки и открыта корневая систе­ма сада на территории городской усадьбы. Предания со­общают о разведении с XII в. на территории княжества вишнёвых садов.

Население Владимирского княжества продолжало за­ниматься охотой, рыболовством и бортничеством. В рас­копках на территории Владимира, Мурома, Суздаля, Ярополча Залесского было найдено большое количество рыболовных железных крючков разных размеров, берес­тяных поплавков, глиняных грузил для сетей, игл костя­ных для плетения рыболовных сетей и перевесий.
4.2. Ремесла.

В городах Владимирской Руси XII в. развивались ре­мёсла в том же наборе, что и на остальной территории Древнерусского государства.

Летописи свидетельствуют о развитии деревообраба­тывающих ремёсел. Археологами во Владимире, Суздале, Муроме и Ярополче-Залесском найдены пилы, тёсла, свёрла, буравы, долота, скобели, топоры, стамески. Ещё одна не менее древняя профессия - гончарное дело. Свиде­тельством его развития в крае явилось строительство Вла­димиром Мономахом в конце XI в. в Суздале Успенского собора (обжигалось за приём до 5000 штук кирпича). 

Расцвет гончарного ре­месла был связан с производством различных видов по­ливных плиток и кирпичей. Поливные плитки изготав­ливались разных размеров: от небольших, используемых для орнаментовки стен соборов, до очень крупных поло­вых плиток (19x19x4 см). Для покрытия плиток исполь­зовалась красная, синяя, зелёная, коричневая, чёрная, жёлтая полива.

С середины XII в. берёт начало камнетёсное ремесло. В городах, прежде всего во Владимире, появляется особая группа ремесленников-каменотёсцев. Поэтому не случай­но во время социального кризиса в княжестве ростовские и суздальские бояре презрительно называют владимирцев «холопами и каменщиками». В конце 40-х годов XII в. появляется артель каменотёсцев в Суздале. Вероятно, её составили выходцы из Галицкой земли. Она участвова­ла в строительстве белокаменных храмов в Переяславле-Залесском, Юрьеве-Польском, Суздале и загородной кня­жеской резиденции Кидекше.

Широкое распространение получило кузнечное ре­месло. Археологи в разных местах нашли остатки до­мен, сыродутных горнов, а также многочисленные ору­дия труда (молоты, клещи, наковальники, пробойники, напильники, молотки). Во время раскопок под Вязни-ками обнаружены многочисленные куски болотной ру­ды в постройках того времени, что позволяет сделать вывод о её добыче местным населением в XII в. Образ­цом кузнечного мастерства являются кресты Успенско­го собора и крест на Дмитриевском соборе, увенчанный фигуркой медного голубя-флюгера. К выдающимся из­делиям владимирских кузнецов можно отнести велико­лепные медные полы в Рождественском и Успенском со­борах Владимира.

Среди кузнецов выделялась особая категория - ору­жейники. Их рукам принадлежат шлем Ярослава Всеволодовича и топорик Андрея Боголюбского, которые яв­ляются не только памятниками кузнечного, но и ювелир­ного мастерства. В числе изделий оружейников до нас до­шли многочисленные кольчуги. Среди образцов оружия тех лет следует отметить крепостной лук, от которого со­хранились семь стрел. Длина каждой стрелы составляет 169 см., а вес равен 2, 5 кг. Видимо, их имел в виду автор «Слова о полку Игореве», указывающий, что владимир­ский князь Всеволод Большое-Гнездо стрелял рязански­ми Глебовичами как «шереширами». Имелась ещё и группа мастеров, изготавливающих щиты. Русские куз­нецы, в том числе и владимирские, в XII в. знали не менее 16 различных специальностей и умели изготовлять до 150 видов изделий из железа и стали.

Во Владимирском княжестве почти повсеместно рас­пространялось ткачество и прядение. Во многих пунктах археологами найдены различные фрагменты сукна, вой­лока, мешковины, верёвки. В раскопах же находят боль­шое количество костяных и бронзовых иголок. Русские вышивальщицы знали до 50 приёмов шитья. В полузем­лянке посада г. Суздаля была найдена берестяная шка­тулка, в которой лежали вещи, изготовленные из ткани, меха, кожи и толстых льняных или шёлковых нитей. На ткани местами сохранились остатки вышивки «сереб­ряной нитью».

В ряде городов и селений издавна существовало коже­венное производство. Кожевники выделывали юфть и сафь­ян (особые сорта коровьей и козлиной кожи), которые шли на изготовление сапог, более грубые кожи - на производство ремней, кошельков, лаптей и других необходимых в быту вещей. В Суздале Н. Н. Ворониным были найдены «тупи­ки», то есть рёбра коровы, употребляемые для очистки кож.

Жителям края известно было и косторезное мастер­ство. В раскопках встречаются многочисленные изделия из кости: иглы, гребни, стрелы, проколки и пуговицы.

Широкое развитие получает ювелирное мастерство. Во Владимире, Суздале и Ярополче найдены литейные мастерские медников. Ювелиры использовали для своей работы до 60 литейных форм. Особую группу ювелиров составляли златокузнецы. О разнообразии продукции владимирских ювелиров говорят находки браслетов-запястьев, серебряных ожерельев, колтов, бус, пуговиц и других украшений, выполненных в технике золоче­ния, гравировки, зерни и эмалей.

Владимирским мастерам принадлежало первенство по технике огневого золочения и чернения. Русский мастер мог вытянуть из одного грамма серебра нить в один километр.
4.3. Культура.

Владимиро-Суздальское княжество, ядро будущего Московского государства XV в.,— яркая страница русской истории, и не случайны те торжественные строки, которые посвящены ему в «Слове о полку Игореве».
Многогранная культура Северо-Восточной Руси вполне созвучна этой замечательной поэме: белокаменное зодчество, проникнутая своеобразной средневековой философией скульптура, летописи, полемическая литература, живопись и «узорочье» золотых и серебряных дел мастеров, народные былины о местных и общерусских богатырях.

…В краю лесов, естественно, расцвели деревянное зодчество и деревянная скульптура. От них ничего не осталось, но искусство «древоделей» вызывало восхищение современников.

Когда в 1160 г. пожар уничтожил ростовскую деревянную церковь, построенную в конце X в., летописец отмечал сокрушенно, что другой такой дивной церкви не было и не будет. И это искусство оказалось, в конце концов, сильнее пожаров, ибо оно ожило в белокаменной строительстве и в белокаменной резьбе Владимиро-Суздальской Руси. Не характерно ли, что еще в 70-х годах XII в., когда за владимирцами прочно укрепилась слава каменщиков, их по-старому называли в то же время и «древоделями»…

Расцвет зодчества во Владимире наблюдался при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде III - во Владимире строились храмы и дворец, которые должны были содействовать прославлению столицы княжества. Владимирские резчики в совершенстве владели техникой обработки камня, умело использовали приемы плоской деревянной резьбы. 

Во Владимире была построена великолепная церковь Успения Богородицы, где поставил похищенную из Вышгорода икону. Строительство собора было начато в 1158 году, и затем, после пожара, он был перестроен. Первоначальное здание было окружено галереями, добавлены четыре главы, внесены и другие изменения. Расширенный и переделанный собор получил необычайно гармоничное, композиционно четкое, превосходно проработанное во всех деталях белокаменное оформление. Фасады собора расчленены на отдельные вертикальные поля, разграниченные тонкими полуколонками и завершенные закомарами. Посередине высоты здания проходит широкая лента — колончатый пояс, состоящий из маленьких колонок, соединенных арочками. Главы завершены шлемовидными покрытиями. Медная крыша была первоначально позолочена. Внутри собор был расписан фресками и содержал драгоценную утварь. 

Ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества — Дмитриевский собор (1194—1197), служивший придворные храмом. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его — четыре опорных столба, поддерживающих единственную главу. С восточной стороны — три апсиды. Это самый богатый по убранству храм. 

В Боголюбове был сооружен дворец князя Андрея Боголюбского, находившийся в пределах княжеского замка. Дворец непосредственно был связан с придворным собором. От этого комплекса до нашего времени дошел лишь небольшой фрагмент — двухэтажная лестничная башня с частью перехода из башни в собор. Характерно, что в лестничной башне применены те же мотивы, что и в почти одновременно создававшихся храмах: аркатурный поясок с колонками на небольших, вделанных в стену кронштейнах. Это доказывает, что светские сооружения Древней Руси обладали общностью стиля с культовыми сооружениями. 

Знаменит своим совершенством храм Покрова на Нерли (1165). Основные объемно-пространственные формы здесь те же, однако отсутствуют башни и увеличивается число элементов романского характера. Поверхность стен из белого тесаного камня украшена богатым рельефом, ставшим главным элементом, выделяющим Владимиро-Суздальских стиль. Входы и окна решены так же, как у романских построек. 

Суздальский белокаменный Рождественский собор, украшенный узорчатой резьбой, славится на весь мир своими Златыми вратами. Это – вершина Владимиро-Суздальского декоративно-прикладного искусства. Лучшие достижения народного творчества, живой народной фантазии в сочетании с законченным мастерством легли в основу этого замечательного памятника русской художественной культуры. 

Вместе с тем распространялось и книжное просвещение. Правда книжная образованность вращалась только в избранном кругу духовных, мало проникала в народную массу. 
Заключение
Изучая историю Суздальской земли с половины XII в. до смерти Всеволода III, мы на каждом шагу встречали все новые и неожиданные факты. Эти факты, развиваясь двумя параллельными рядами, создавали Суздальской области небывалое положение в Русской земле: одни из них изменяли ее отношение к прочим русским областям, другие перестраивали ее внутренний склад. Перечислим еще раз те и другие. 

Сначала князья Андрей и Всеволод стараются отделить звание великого князя от великокняжеского киевского стола, а Суздальскую землю превратить в свое постоянное владение, выводя ее из круга земель, владеемых по очереди старшинства; при этом князь Андрей делает первую попытку заменить родственное полюбовное соглашение князей обязательным подчинением младших родичей, как подручников, старшему князю, как своему государю-самовластцу. По смерти Андрея в Суздальской земле падает политическое преобладание старших городов и руководящих классов местного общества, княжеской дружины и вечевого гражданства, а один из пригородов, стольный город великого князя Андрея, во время борьбы со старшими городами устанавливает у себя наследственное княжение. 

В княжение Всеволода эта область приобретает решительное преобладание над всей Русской землей, а ее князь делает первую попытку насильственным захватом, помимо всякой очереди, присоединить к своей отчине целую чужую область. В то же время в суздальских князьях и обществе вместе с сознанием своей силы обнаруживается пренебрежение к Киеву, отчуждение от Киевской Руси. Это значит, что порвались внутренние связи, которыми прежде соединялась северо-восточная окраина Русской земли со старым земским центром, с Киевом. Все эти факты суть прямые или косвенные последствия русской колонизации Суздальской земли.

Владимиро-Суздальское княжество занимает важное место в истории русского народа. Перенесение политического центра Руси во Владимир сыграло большую роль в последующем образовании великорусской народности и русской нации. В Северо-Восточной Руси впервые была начата борьба за объединение Руси под главенством князей владимирской династии.

В 1238 орды Батыя разгромили Владимиро-Суздальское княжество, опустошили и сожгли города. Но монголо-татарское иго не смогло уничтожить высоких культурных и политических традиций Владимирской земли. Они были сохранены, восприняты и развиты в процессе "собирания Руси" Москвой в 14—15 вв.
Список использованных источников:
1. Века А.В. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Харвест, 2007. – 896с.

2. Владимирский-Буданов М. Ф.  Обзор истории русского права. – СПб.: Территория будущего, 2005. – 800с.

3. Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. – М.: Искусство, 1988. – 295с. 

4. Ключевский В.О. Русская история. – М.: Эксмо, 2006. – 912с. 

5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Мысль, 1993. – 431с. 

6. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь. – М.: Наука, 1987. – 217с. 

7. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. -М.: Просвещение, 1996. – 143с. 

8. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Ростов-на-Дону: Феникс,1997. – 576с. 

9. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. – М.: Аиф Принт, 2003. – 447с.

10. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга 2, т. 3. – М.: Харвест, 2009. – 531с. 

11. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. 3-е изд., – М.: Юристъ, 2005. – 430с. 

12. Данилов А. А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах : учеб. пособие. - М.: Проспект, 2006. – 320с. 

13. Энциклопедия. Слово о полку Игореве./ Отв. ред. О. В. Творогов, Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев, С. А. Семячко.– СПБ.: Рос. Акад. Наук, 1995. – 754с.

14. Энциклопедический словарь по истории России. – М.: Эксмо, Большая Российская энциклопедия, 2003. – 704с.

Источник: http://gendocs.ru/v28136/%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE-

%D1%81%D1%83%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%

BD%D1%8F%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE


наверх

ЗАЯВКА

на бизнес формат экоферма "Грин-ПИКъ"