Страна зелёных витаминов

Проект реализуется при поддержке ОАО «Россельхозбанк» Главная
Сегодня: 25 ноября 2017 года
Авторизация
 Регистрация
Имя
Пароль
Число пользователей: 1371
ТУРИСТАМ
Блог Сергея Конина Наш интернет-магазин

Берендеи Земли Суздальской

              Берендеи – древний, известный по легендам и сказкам народ………
              Самые первые сведения о берендеях мы находим в «Книге Велеса» и «Ярилиной книге», они относятся ко временам Русколани – царства существовавшего с IX века до н.э. по IV век н.э. и занимавшего земли в Северном Причерноморье от Днепра до Дона и Нижней Волги, северных отрогов Кавказа.

Русколань

              Берендеи изначально были не племенем, а воинским сословием, защитниками Русколани. Поэтому в ряды берендеев вступали воины разных народов – славяне, скифо-аланы, анты-адыги, тюрки и т.д.
              Берендеями был основан город Переславль недалеко от Киева. Они по прежнему несли пограничную службу, отражали нашествия неприятелей, охраняли новую столицу Руси.
              Летописи так же сообщают, что берендеи сопровождали князя Владимира в походе против волжских болгар («пошёл Владимир на болгар и берендочи с ним»).
             Однако, несмотря на традиционную поддержку военных походов киевских князей, взаимоотношения с христианским Киевом у берендеев становились всё более сложными.
              Киевские князья, подстрекаемые духовенством, время от времени устраивали походы на Переславль с целью «обратить язычников». Так было во времена Ярослава, который построил Софию Киевскую в честь побед над язычниками-берендеями. Завершил же дело крещения переславцев Владимир Мономах (1053-1125).

Храм София Киевская

Справка: Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р) — храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII-XVIII веков. В 1990 г. Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником  архитектуры на территории Украины.

* * *

Берендеи и другие славяне, бежавшие от междоусобиц к вятичам, принесли с собой древнюю ведическую культуру.

Капище

            Теперь здесь поднимались и богатели города – Ростов, Суздаль, Тверь, Ярославль, Углич и иные. Берендеями, ушедшими из Днепровского Переславля, были построены Переславль-Залесский (ныне Переславль) и Переславль Рязанский (ныне Рязань). В пригороде Суздаля появилась и крепостица, именуемая Владимир.

Суздаль

            Города быстро отстраивались и богатели, поэтому они привлекли к себе внимание киевских князей и церковников. Начались походы в «земли язычников», сопровождаемые поборами в пользу княжеской и церковной казны. Потому волхвы и стали поднимать народ на мятеж по всей стране и «избивать старую челядь, говоря, что они прячут запасы» (Лаврентьевская летопись, 1024)

Повесть временных лет


            «Повесть временных лет» свидетельствует, что восстания язычников были в 1024 году в Суздале, а в 1071 году – на Волге, Шексне и Белоозере. Они были подавлены Ярославом и Яном Вышатичем. Волхвы были убиты, а капища и мольбища разорены. Одновременно волхвы призывали к мятежу в Киеве и Новгороде, но также были убиты. Летопись очень красочно описывает, как волхвов пытали, рубили топорами и бросали на съедение медведям. После этого позиции церкви в крае сильно упрочились.
            Но берендеи, что жили в Переславле-Залесском, во Владимире и Рязани, так и остались ведославами, ни мечом, ни проповедью их тогда обратить не удалось.
            Берендеи-язычники верно служили всем владимиро-суздальским князьям. Так, Юрию Долгорукому они говорили: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь!» (Лаврентьевская летопись, 1155).
            Ведическая традиция в крае не угасала. При сыне Юрия Долгорукова, князе Андрее Боголюбском, а потом и при Всеволоде, строились многие храмы, среди которых – храм Покрова на Нерли, Дмитровский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьев-Польском. Они были украшены рельефами не только с христианскими, но и с древними ведическими сюжетами, повторяющие рельефы ведических храмов Русколани. Среди рельефов этих храмов мы находим изображения Даждьбога, Сварога, Велеса. Выполнены они были резчиками древней ведической школы, возможно – берендеями.

Покрова на Нерли
Справка: Церковь Покрова на Нерли - шедевр мирового зодчества, вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Ее называют "белой лебедью" русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Это маленькое, изящное здание построено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. В настоящее время храм Покрова, как и прежде, приписан к Боголюбовскому монастырю; совместно используется музеем-заповедником и церковью; внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Дмитриевский Собор

Справка: Дмитриевский собор. Это придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. По Н. Н. Воронину, построен в 1194—97 гг.; по летописным данным, обнаруженным в 1990-е годы Т. П. Тимофеевой, в 1191 году. Храм одноглавый, четырёхстолпный, трехапсидный. Первоначально храм окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX в.). Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов с изображениями святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в оригинальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями). От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII в., в частности, фрагменты композиции «Страшный суд». В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция. Успенский и Дмитриевский соборы, наряду с белокаменными памятниками Суздаля и церковью Бориса и Глеба в Кидекше входят в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Георгиевский собор в Юрьев-Польском.

Справка: Георгиевский Собор стал памятником победы, одержанной в 1221 году князем Юрием Святославичем над волжскими булгарами. В ходе этого похода был основан Нижний Новгород. На месте нынешнего Георгиевского собора еще в 1152 году Юрий Долгорукий выстроил небольшую белокаменную церковь, посвятив ее своему небесному покровителю Георгию Победоносцу. В 1230 году Святослав Всеволодович приказал разрушить дедовскую постройку, так как она «обветшала и поломалась», а на ее месте в 1230—1234 годах был построен Георгиевский собор, ставший вершиной владимиро-суздальского зодчества и последней белокаменной постройкой перед монголо-татарским нашествием. Белокаменная резьба оплетает сплошным узором не только плоскости стен, но и все архитектурные детали — колонки, капители, арматурный пояс, порталы. Фигуры людей, зверей и мифических чудовищ перемежаются с причудливым растительным орнаментом, в результате покрытый каменным кружевом собор превращается в высеченный из цельного камня затейливый фигурный блок.

            При Андрее Боголюбском во главе церкви во Владимире стоял отец Феодор, которого современники именовали волхвом.
            Отец Феодор был племянником боярина Петра Бориславовича, предполагаемого автора «Слово о полку Игореве» (по версии академика Б.А. Рыбакова). Видимо это семейство принадлежало к роду волхвов – хранителей веры.
            Они берегли священные ведические книги, знали и песни Бояна. Это не помешало быть Феодору православным христианином апостольской традиции – той, которая не отрицала древнюю русскую ведическую веру.
Феодора греки-церковники казнили за ересь в 1168 году в Киеве. Эта казнь, а также недавно прошедшие в Киеве убийства многих суздальцев и владимирцев, отравление князя Глеба, сына Юрия Долгорукова, переполнили чашу терпения.
            Поэтому в 1169 году войска Андрея Боголюбского пошли на Киев. Берендеи, которые должны были защищать Киев от войск Андрея и от своих же родичей-берендеев, отказались это делать. Киевский князь был убит берендеями, перешедшими на сторону Андрея. Все церкви в Киеве были разграблены, в том числе Десятинная и София Киевская, монастырь Печерский был сожжен «от поганых» (Лаврентьевская летопись 1171).

воины

            Андрей Боголюбский из-за этой победы «исполнився высокоумья и разгордевся велми». Он посчитал себя князем, владеющим всеми южно-русскими землями, но был разочарован. Ибо победой своей он был обязан гневу берендеев из-за казни Феодора. Воевать же за Андрея против всей Руси берендеи не желали. И без того война привела к разорению многих русских земель. После того как Андрей вновь повел войска на Киев, он не смог взять даже киевский пригород Вышегород, а после возвращения во Владимир был убит своими же слугами.
            Последнее упоминание о берендеях есть в Лаврентьевской летописи за 1206 год, где сказано о том, как Всеволод Черемный, отправился воевать с Галичем, «и берендичи идоша с ним». Затем имя берендеев исчезает из летописей, место их занимают казаки.
           После разорения в религиозных междоусобицах XII столетия, Русь лежала в развалинах и была открыта любому завоевателю. Поэтому развалившуюся страну стали захватывать соседи – поляки и литовцы, немцы. Началось монголо-татарское иго.
            Первая битва с монголо-татарами на Калке сильно напоминало последнюю битву религиозной междоусобицы. Сами берендеи в этой битве не участвовали, но их дальние родственники – донские бродники (предки казаков) воевали на стороне монголо-татар, и вёл их в бой воевода Плоскыня. Их воины и привели к победе монгольские войска. А на стороне киевских князей сражались давние враги берендеев и бродников – половцы, к тому времени уже крещённые. Кстати после победы на Калке, монгольские войска не пошли на Киев, возможно потому, что не захотели бродники-казаки.

Битва на Калке 2

Евпатий Коловрат

            Через несколько лет Русь вновь подверглась нашествию монголо-татар и утратила независимость. Под Рязанью с войсками Батыя доблестно сражался воевода Евпатий Коловрат из рода берендеев.

Александр Невский

            Прославился во времена монголо-татарского ига также князь Александр Невский, родом из берендеевских мест – из Переславля-Залесского. Александр воевал с немцами и установил мир с монголами.
            Последний царь из рода Рюриковичей – Шуйский  разорил последние святилища берендеев под Переславлем-Залесским, у Синего камня и села Берендеево.

Синь - камень

Берендеевские штучки в роще у Синь камня

          Берендеевские штучки в роще вблизи Синь-камня 2013 г.

* * *

            Берендеи и в последующие времена оставались Хранителями Традиции. Они стали своеобразным военно-монашеским орденом внутри православного казачества.
            Легенды костромских берендеев дошли до нас в приложении драматурга А.Н. Островского, автора поэмы «Снегурочка». Эта поэма многим открыла прекрасный мир славян.

Снегурочка

(Материал подготовлен на основе информации Александра Асова «Тайная история русского язычества»)

наверх

ЗАЯВКА

на бизнес формат экоферма "Грин-ПИКъ"